Советы психолога педагогам
(материалы с круглого стола «Современный урок»)
· Вся работа учителя должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья детей.
· Правильно выбранная дистанция между учителем и конкретно взятым учеником.
· Правильное размещение учителя в классе во время разнообразных форм работы.
· Мимика и жестикуляция.
· Лицевая экспрессия педагога, как средство выражения эмоциональных состояний личности.
· Прямой и открытый взгляд, располагающий к доверию и контакту.
· Жесты, участвующие в коммуникационных процессах вместо вербальных средств.
· Контроль учителя за своими непроизвольными жестами и мимикой.
· Умелое владение голосом и речью. Паралингвистические особенности. Тактика изменения громкости.
· Интонация и её изменение. Выразительность речи.
· Темпоральные характеристики речи. Лучший темп для учителя – 250 слогов в минуту. Но! Иногда, для лучшего восприятия речи учителя ребенком переходить на темп ученика.
· Разборчивость и четкость речи. Плавность, паузы. Отсутствие эмбол («сорных» слов).
· Поощрительные оценки, стимулирующие активность ученика.
· Чувство юмора.
· Чувство такта.
· «Знание» тревожных и робких учеников; экзальтированных и возбудимых.
· Чувство времени.
· Знание репрезентативной системы ученика.
· Знание «костюмологии» (психофизиологии цвета, рисунка, деталей).
· Интерьер класса (цвет, освещенность и пр.).
· Умение слушать ученика.
· Умение вести беседу.
· Отсутствие нравоучений.
· Отсутствие педагогических предубеждений.
· Индивидуализация обучения.